Не пропустите! 17 апреля - онлайн-выставка
«Лидеры образования за рубежом. Кем стать».

20.01.2021

Зачем обучаться по программе Executive MBA за рубежом?

Открытие / Развитие своего бизнеса за рубежом - 44,57%
Более высокое качество зарубежного бизнес-образования - 17,60%
Открытие/развитие совместного бизнеса в России - 4,49%
Перспектива развития карьеры за рубежом - 13,86%
Перспектива развития карьеры в зарубежной компании в России - 12,73%
Другие причины - 6,74%

MBA является ценным инструментом и при правильном использовании может помочь Вам достичь своих целей. Самая главная причина, почему же стоит получить МВА, очень проста - Вы можете зарабатывать больше денег, если у вас есть эта степень. Статистические данные показывают, что выпускник вуза на Западе может рассчитывать на доход $ 45000 в год в качестве отправной зарплаты, а выпускники бизнес-школ зарабатывают от $ 75000 в первый год после окончания. Руководители знают, что сотрудники со степенью МВА будут активом, которые действительно могут организовать процессы так, чтобы компания продолжала расти и процветать. Они всегда готовы платить высокие зарплаты для привлечения компетентных сотрудников со степенью МВА.
Какие же варианты существуют в мире MBA? Есть разные формы обучения:
  • Очная – от 6 месяцев до 2 лет
  • Дистанционная – от 21 месяца до 3 лет
  • Executive – от 18 месяцев до 2 лет

Программы:

  • Американские – 2 года, управленческие, на английском языке
  • Европейские – 1 год, предпринимательские, языки обучения разные
Европейские или американские программы MBA?

Особенности европейских школ:

  • • ориентация на нужды компаний, которые отбирают в свой штат 27-30-летних топ-менеджеров, способных работать и развиваться в сложной интернациональной культурной среде. Например, программа школы HEC огромное внимание уделяет межкультурному взаимодействию и международному опыту участников с акцентом на лидерство, креативность, командный дух.
  • продолжительность обучения в них обычно составляет около года (10-15 месяцев), в то время как в США школы обычно предлагают двухгодичные программы. Европейские программы учат очень интенсивно. В американских школах существуют дни, когда студенты не учатся, а общаются, обмениваются опытом, и это очень важно. А европейцы за счет этого немного сокращают программу и делают ее при этом очень интенсивной.
  • плата за обучение в Европе значительно ниже, чем в Америке, что дает хорошее соотношение цены и качества (стоимость обучения варьируется от 10 до 40 тыс. евро).
  • не надо пересекать океан, чтобы получить степень МВА.
  • число иностранных студентов в таких европейских бизнес-школах, как HEC и London Business School, составляет 75 и 85% соответственно, в то время как в крупнейших американских бизнес-школах Stanford и Harvard их доля составляет лишь 30%.
  • американские бизнес-школы практикуют фундаментальный подход к образованию, европейцы предлагают более широкий выбор различных программ с большим количеством оригинального, нетрадиционного для MBA контента и педагогических новшеств.
  • количество студентов в американской бизнес-школе, составляет около 300 человек, а в европейской – около 130.
  • практически каждая из европейских бизнес-школ предлагает программы на двух языках - на родном и на английском.
Десять лет назад программа MBA существовала в виде General MBA, что совершенно не отвечало потребностям бизнесменов. Сейчас люди едут не на General MBA, а на MBA для строительства, MBA для производства, MBA для консалтинговых услуг. Таким образом, case studies каждый получает для своей отрасли.

Основные специализации: общее управление, управление изменениями, управление проектами, финансы, маркетинг, управление в производстве, в индустрии гостеприимства и т.д.

Владельцам бизнеса, как правило, тяжело оторваться от бизнеса надолго, ведь они принимают в оперативном управлении самую активную роль и времени учиться просто нет. Именно для них созданы программы Executive MBA. EMBA построена по модульному принципу. Обычно модули таких программ не подразумевают длительного пребывания в месте дислокации школы. Руководители выезжают на четыре-пять дней каждый месяц в одну из стран, проходят интенсивный курс, и затем дистанционно занимаются дома. В программах, которые рассчитаны на собственников, как правило есть такие предметы, как лидерство и политика.

Выбор школы основывается на 3 китах – международное признание, страна, бюджет.

Наиболее интересные студенты собираются в школах, расположенных в деловых центрах планеты - в Лондоне, Женеве, Торонто или Франкфурте-на-Майне. Менеджеры высшего звена выбирают такие школы, как INSEAD, Instituto de Empresa, Esade, IESE, HEC, ESCP-EAP, Manchester, Cambridge, Cranfield, SDA Bocconi, Chicago Graduate School of Business, Wharton, NYU Stern, UCLA, Kellogg-WHU и другие. Менеджеры среднего звена могут выбирать школы рейтингом чуть ниже и платить в 2-3 раза меньше.

Ни в одной бизнес-школе хорошего уровня вы не найдете ни одного теоретика. Там преподают практикующие бизнесмены. Чем выше бизнес-школа по уровню, по рейтингу, тем новее и интереснее будут case studies. Любая бизнес-школа платит за этот case studies компаниям. Поэтому бизнес-школы высокого уровня имеют более интересные и более свежие примеры. Рейтинговые бизнес-школы имеют возможность отрывать практикующих руководителей от бизнеса для преподавания, компенсируя их усилия огромными окладами. Чем выше рейтинг бизнес-школы, тем старше и успешнее будут люди на программе MBA. Да и при поступлении в такую школу претенденты проходят испытания более высокого уровня, на конкурсной основе. Фактически, на курс в таких школах собираются лидеры бизнеса, интеллектуально открытые личности, и им есть, чем поделиться с коллегами. Главные параметры качества образования в любой бизнес-школе – это глубина практического опыта преподавателей, кейсы и студенты. Лучшие бизнес-школы привлекают к себе на обучения высококлассных профессионалов из разных стран, имеют подлинно интернациональный характер.

Если Вы решаете получить степень MBA, перед Вами встает множество вопросов и задач. Подготовительный период к поступлению в хорошую бизнес-школу занимает 1-1,5 года. Начинается все с постановки целей и пристального анализа образовательных программ. Мы попытаемся дать несколько советов, как же быть зачисленным в желаемую бизнес-школу.

Как поступать на MBA и поступить?

Вы хотите учиться в бизнес-школе за рубежом. Как быть принятым не туда, где всем дорога открыта, а в желаемый бизнес-рай для особо талантливых? Т.е. в первую тридцатку мира? Туда, куда лучшие из лучших подают анкеты.

Представьте, что Вы - предприниматель, который собирается продать новый продукт на новом рынке. Ваш продукт - это Вы и Ваша новая степень MBA. Ваш рынок - весь мир. Ваши потребители - приемные комиссии бизнес-школ. Затраты вывода продукта на рынок очень велики (у Вас будет много конкурентов при поступлении и при выпуске тоже!), но продукт - очень хорошего качества (Ваш опыт работы, образование, знание английского, достижения и т.д.). Как вы собираетесь добиться внимания потребителей и получить спрос (=допуск в элитное учебное заведение, а затем взлет карьеры по окончании школы)? Все ваши конкуренты предлагают аналогичную продукцию отличного качества. Как Вы собираетесь отличаться от остальных кандидатов?

Одним словом, стратегия поступления - самое главное! Мы бы выделили 4 важных момента:
  • На какой сегмент потенциальных клиентов вы ориентируетесь и почему? (Какие школы и почему они?)
  • Каким образом инвестиции помогут вырасти Вашей компании? (Почему MBA?)
  • Почему Вы выходите на рынок сейчас? (Почему желаете учиться сейчас?)
  • Как ваш продукт отличается от продукта Ваших конкурентов? (Ваша уникальность.)
Выбор бизнес-школы за рубежом

Это одно из наиболее важных решений, которое Вы примете в ближайшее будущее. Половина битва выиграна, если Вы правильно выбираете бизнес-школу. Очень важно понять, каковы именно Ваши ценности, и что важно для Вас. Вы сравниваете эти критерии с системой ценностей школы, видите, подходит ли эта система Вам и подходите ли Вы системе. Неплохо было бы отобрать 3-5 программ MBA и сосредоточить свои силы на них. Только так Вы можете найти точки соприкосновения, и, значит, подавать документы туда, где ищут именно таких, как Вы.

Почему MBA? Почему сейчас?

Очень важно, чтобы Ваша вера в новый продукт была сильна, только тогда Вы сможете продать его. Нужно сделать тщательный анализ и выяснить, почему вам необходим диплом MBA? Почему сейчас? И куда степень MBA приведет Вас в будущем? И все это отразить в анкете, которую Вы отправите в бизнес-школу. Приемной комиссии должно быть абсолютно ясно, желаете ли Вы всей душой поступить, знаете ли Вы сами Ваши цели, осознанно ли Ваше стремление. Убедитесь, что Вы уже нарисовали жизненный план на ближайшие 5 лет и, самое главное, детально и красочно отразили его в эссе!

Уникальность

Уникальность - мы слышали это слово много раз, но что это фактически означает? Вы - бизнесмен, в Ваших руках 10 продуктов примерно одного качества и цены. Так на какой из них Вы сделаете ставку? Очевидно, что Вы выберете тот, который имеет дополнительные характеристики, который отличается от остальных. И Ваша задача - показать приемной комиссии Ваши отличительные черты! Чем Вы лучше бесчисленных управленцев и консультантов, банкиров и инженеров, которые заваливают каждый год лучшие бизнес-школы мира своими анкетами?

Несколько советов, как отличиться:

  1. опыт в конкретной сфере, доскональное знание конкретной отрасли - покажите свою узкую специализацию, это действительно помогает.
  2. убедите, что Вам уже удалось повести за собой группу единомышленников, а лучше - не одну, что Вы умеете вдохновлять и руководить!
  3. идеально, если Вы по результатам первого высшего образования окажетесь в 10% лучших студентов выпуска – попросите Ваш вуз подписать такую статистику.
  4. некоммерческий опыт - Ваша страстность, социальная активность, неравнодушие к тому, что происходит в обществе. Если Вы указали в эссе, что отдали год (или хотя бы месяц) на то, чтобы привести в порядок парк центрального района или чтобы разработать схемы помощи подросткам из маленькой республики, желающим изучать фотографию - считайте, что Вы добавили огромный плюс Вашему резюме.
  5. Ваши достижения - спорт, хобби, что угодно. Главное, у Вас – есть любимое дело и Вы всегда достигаете результатов, за что бы не взялись - это важно. Не забудьте написать об этом. Вашу анкету читают люди, и им хочется, чтобы в новом учебном году в их бизнес-школе не только появился новый трудолюбивый студент, но и гармоничная личность!
Все дальновидные успешные компании (и кампании тоже) основаны на детальном анализе и крепкой стратегии. Демонстрация товара – это, как минимум, вызов интереса к нему. А правильная презентация – это почти продажа. Теперь Ваш пакет документов (дополненный, конечно, отличными рекомендациями, дипломом о первом образовании и выше нормы результатами экзаменов TOEFL и GMAT) готов. Выходите на рынок (the best business schools market) смело!