1.04.2020

Online-обучение: временная мера или новая действительность

Современный мир во многих отраслях все больше и больше уходит в онлайн. Образование - не исключение.
Online-программы – один из главных трендов современного рынка образования за рубежом, и он будет расти, особенно в иностранном сегменте у ведущих вузов мира.
Глобализация мира сначала привела к появлению программ двойных дипломов. Затем – к проведению идентичных программ вузами на разных кампусах в разных странах, чтобы студент мог без проблем перемещаться из кампуса в кампус и учиться, например, 1 семестр в Англии, второй – в Испании, третий – в Швейцарии. Следующим этапом стало введение онлайн-курсов в общую программу - гибридное образование оффлайн + онлайн.

Западные университеты начали создание своих специальных платформ для онлайн-обучения много лет назад. Одними из первых новые технологии в образовании начали внедрять бизнес-школы. Так, например, в EU Business School дистанционные программы работают более 10 лет. Именно тогда появились в названиях программ такие слова, как module, combined. 

Если мы говорим про курсы иностранного языка, которые безусловно намного эффективнее в среде изучаемого языка и с преподавателями-носителями, то практически всем зарубежным языковым школам пришлось быстро перестроиться и наладить онлайн-курсы на собственных платформах. Одна из самых передовых на данный момент - у Kaplan International English - признанного мирового лидера среди языковых школ.

Текущая ситуация, связанная с пандемией коронавируса, привела к тому, что практически всем образовательным учреждениям пришлось переходить на онлайн-обучение. Процент онлайн-обучения пока еще невысок, но условия пандемии вызвали бум в этой сфере. И в наиболее выигрышном положении оказались те, у кого этот процесс был налажен раньше конкурентов. Поскольку пока те, кто только проводит лекции и курсы в простом интерфейсе Zoom, другие уже давно предлагают целые онлайн-кампусы, в которых есть свои собственные библиотеки, лектории с интерактивными досками, тесты, консультации с преподавателями в реальном времени, сложные схемы форм обратной связи, совместные проекты между студентами на разных континентах и прочее

Все это – сегодняшняя действительность за рубежом, которая уже тоже не совсем отвечает требованиям современного мира. Новое образование – это структуры формата конструктора. Эти системы мобильны, гибки и легко адаптируемы под нужды времени, общества и индивидуума. То есть основные изменения в образовании идут в новых форматах. Они пронизаны потребностями их потребителя, инициируются и разрабатываются самим потребителем, который руководствуется и связан с требованиями рынка. Модульность, наборность курсов – это необходимость сегодняшнего дня. Такая система будет жизнеспособной. Не будет единой программы для всех. Курсы будут разбиты на короткие. И таким образом выполняется 2 задачи. 1ая – каждому человеку обеспечивается наиболее адекватная ему программа. 2ое - преподаваемые дисциплины могут быть меняемыми и обновляемыми в достаточно короткие сроки. Только так возможно не отставать от требований времени и рынка. 

Высшие учебные заведения в будущем будут необходимы только для исследований, а для обучения студентов будет применяться более личная форма. Перспектива независимого от места обучения с использованием технологий, объединение вузов мира в единое образовательное пространство – это уже наша действительность

Иностранные вузы давно уже развиваются в этом направлении. Некоторые же страны вообще сделали ставку на исследования и науку – Австралия, США. Высшее образование в них является ключевым национальным ресурсом. Поэтому образовательная система настроена так, что изменения вводить можно быстро. "Провал" российского дистанционного образования в текущей ситуации пандемии короновируса показал, насколько необходимо наличие самой возможности удаленного образования в нашей стране. Это станет толчком для активного развития платформ дистанционного обучения как в России, так и за рубежом. Там, конечно, обучение онлайн и до пандемии было довольно неплохо развито. Во многих школах и вузах существовали отдельные онлайн-курсы. Сегодняшняя ситуация спровоцировала еще более активный перевод программ в онлайн. Российское образование всегда было неповоротливым. Вопрос в том, как скоро вузы в РФ смогут быть гибкими и на официальном уровне разрешать студентам проходить часть курсов в других вузах, перезачитывать их в своей программе. Для этого не только МинОбр РФ должно сделать ставку на КПД, инновации, нужные для будущего решения, но и в вузах РФ, возможно, потребуется, чтобы были наставники или помощники, которые помогут административному персоналу и преподавательскому составу принять идею необходимости моментального обновления, а студентам помогут сориентироваться в разнообразии курсов, подобрать подходящие и правильно составить такую комбинированную индивидуальную программу обучения.