3.09.2020
Гостиничный бизнес - ваши карьерные перспективы
Представили? Вряд ли. Сегодняшний успешный отель – это уже не только чистота, комфорт, цена и отличный сервис. Поддерживаемые «на уровне» стандарты качества не являются преимуществами в современном мире. Это – необходимый атрибут любой гостиницы, которая хочет существовать на рынке. Успешный отель нашего века – это множество других extra - дизайн, стиль обслуживания, кухня фьюжн, место паломничества известных мира сего, рождение новых глобальных контрактов в конференц-зале, оборудованном по последнему слову и так до бесконечности.
Гостиничный бизнес
- ваши карьерные
перспективы
Индустрия гостеприимства сегодня является ведущей для многих стран. В настоящее время насчитывается более 250 млн. рабочих мест в этой отрасли. Это миллиарды квадратных метров спален и оставленных чаевых, это новый тип «бизнес-потребителя» и ориентация на уникальность концепции. Рост индустрии колоссален. И прогнозы очень позитивны – по всем исследованиям индустрия будет расти еще. Это объясняется ростом доходов населения, увеличением предложения дешевых авиабилетов, мобильностью современного мира и большим вниманием досугу в нашем обществе.
Но что это означает для человека, который хочет стать частью этого великого профессионального сообщества? Какая карьера ожидает молодого человека, который впервые зашел в 5-звездочный отель со служебного входа? Можно много сил потратить на получение работы в престижной гостинице и затем много лет работать в отделе обслуживания номеров или в службе приема гостей. Но об этом ли мечтает тот, кто идет на интервью к менеджеру по персоналу в отель «Европа»? Обычно на подобном собеседовании на вопрос «Кем Вы себя видите через 10 лет?» целеустремленный образованный молодой специалист робко или уверенно отвечает «Генеральным менеджером». И видит на лице интервьюера удовлетворенную улыбку. Наш человек, нам такой подходит, хочет и будет работать. И молодой специалист начинает работать. Упорно, самоотверженно и с надеждой, что придет день, и он возглавит этот самый отель. Проходят годы, а он все еще ассистент в отделе бронирования, или все еще официант, в лучшем случае помощник менеджера по продажам. И тут возникают вопросы «а что же так медленно движется моя карьера?», «а где же перспектива?», «а когда же моя очередь?». И самый главный – «что же предпринять?».
Если вы хотите быстро сделать карьеру в отельном бизнесе, если вы хотите много путешествовать и общаться с интересными людьми, если ваш план – занять одну из ведущих позиций в этой отрасли, попробуйте подумать на тему: С чего начинали те, кто всего этого достиг? Кто руководит лучшими отелями города? Лиам Мадден, Герольд Хельд, Томас Нолл, Йорген Ратьен, Александр Пихель, Альберт Хельмс. Только иностранцы. Именно они правят бал. Можно, конечно, объяснить это тем, что лучшие отели принадлежат иностранным компаниям. Но почему же эти компании не могут доверить управление отелем русскому специалисту? Ведь он лучше знает специфику бизнеса в стране, он говорит по-русски, он пока еще рассчитывает на меньшую зарплату. Но все эти плюсы «русского руководителя» все-таки не перевешивают главного минуса - у него нет специального образования.
Профессиональная страсть и желание работать – это первая часть уравнения. Вторая часть – получение навыков и квалификаций, которые требуются для такой позиции. К сожалению, в России пока нет ни одного вуза, который бы котировался в мире гостиничного бизнеса, ни одной программы, которая бы была аккредитована европейскими или американскими профессиональными ассоциациями.
Так какое образование нужно получить, чтобы быть стать генеральным менеджером отеля? Где учиться? Страна №1 в мире для получения диплома в гостиничном управлении - Швейцария. Это небольшое государство в самом центре Европы славится своим высоким уровнем жизни, безопасностью, целебным климатом (именно в этой стране возникали первые курорты и санатории) и вечным нейтралитетом (достаточно сказать, что эта страна вот уже 500 лет не участвовала ни в каких международных конфликтах). Швейцария считается Меккой гостиничного бизнеса, потому что первая в мире создала модель образования в индустрии гостеприимства, и ее школы считаются эталонными. Это единственная страна, где сервис давно стал наукой. Школы гостиничного бизнеса Швейцарии готовят управленческий персонал. Их можно назвать «отельными бизнес-школами».
В Швейцарских школах гостиничного бизнеса в год обучаются тысячи студентов. Из них примерно 45% молодых людей и 55% девушек. Основной возраст студентов 21-24 года. Обучение в институтах многоступенчатое: в зависимости от длительности и программы обучения студент может получить швейцарский, американский или британский диплом в области управления гостиничным бизнесом. Учиться можно от 6 месяцев до 4 лет. Уже первые два года обучения в институте дают возможность получить швейцарский диплом и право на работу по специальности. Проучившись три с половиной года, студент получает диплом бакалавра, который дает право занимать управленческую должность не только в отеле, но и ресторане, авиакомпании, курортном комплексе. Четыре года обучения ведут к получению степени магистра и степени MBA.
Магистратура, предлагаемая в школах гостиничного бизнеса Швейцарии, может быть интересна и тем, кто уже работает в сфере гостеприимства, но ощущает недостаток знаний, необходимых для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Если же вы учились в институте на другой специальности, но очень хотите работать в гостиничном деле, вы можете пройти постдипломную программу длительностью около года и получить новую квалификацию для новой карьеры.
Предметы здесь преподаются соответствующие: сервировка стола и организация питания, управление баром, продажи и маркетинг, финансовый менеджмент, стратегическое планирование, туризм, управление курортами и развлекательными комплексами, развитие спа-отелей, управление событиями, управление в спорте и другие бизнес-дисциплины. Особое внимание уделяется изучению международного права, информационных технологий и, конечно, иностранных языков. Ведь в Швейцарии, где статус государственного присвоен одновременно четырем языкам, невозможно не заговорить на двух европейских языках.
Преподавание в институтах ведется на английском, а другие иностранные языки включены в программу. Так что студентам придется много учиться, много говорить и много общаться. Тем более что на обучение в школы приезжают молодые люди со всего мира. И это не случайно: гостиничный бизнес - это дело для тех, кто любит встречать новых людей, создавать комфорт, любит неожиданные знакомства, готов осваивать знания, накапливать опыт и работать в разных странах.
Одна из сильнейших сторон швейцарского высшего образования - практическая направленность. И практика в области гостиничного (как правило, неплохо оплачиваемая) - она из важнейших составляющих образования. В обязательную программу обучения включена ежегодная оплачиваемая стажировка в течение 4-6 месяцев. Место практики студенту помогает найти специальная служба распределения институтов, причем не обязательно в Швейцарии, но и в других европейских странах. Заработная плата во время стажировки более 2 000 $. Основная часть стажировок проходит в немецкоязычной части Швейцарии (в 2 раза больше чем во франкоязычной).
Выпускники программ работают в лучших гостиницах в самых разных странах. Зачастую уже во время стажировки заключаются договоры на работу. В последние пару лет интересными предложениями русских выпускников балуют и известные отели Москвы. Все-таки уровень зарплат в нашей столице уже достиг европейского.
Конечно, такие программы в Швейцарии недешевы. Однако инвестиции окупаются уже в течение первых 2 лет. Средняя зарплата в Швейцарии составляет 50000 US$ в год.
Сейчас по швейцарской модели обучения преподают некоторые вузы Англии и США. Некоторые швейцарские школы стали открывать свои филиалы в Испании, Греции, Австралии, на Кипре и на Мальте. Обучение в этих странах имеет свое неоспоримое преимущество – оно намного дешевле, а значит, доступно многим из нас. Основной критерий при выборе школы гостиничного бизнеса должен быть – признание диплома ассоциациями школ гостиничного бизнеса и аккредитующими организациями, такими как ASEH (Ассоциация Швейцарских Школ Гостиничного Бизнеса), EFAH (Европейский Фонд Ассоциации Школ Гостиничного Бизнеса), HCIMA (Ассоциация Обслуживания Отелей и Международного Менеджмента, Великобритания), NEASC (Ассоциация школ и колледжей, Новая Англия, США). А также очень важно увидеть, где же работают выпускники школы, какая должность была им предложена после получения диплома.