13.10.2020
Спортивный менеджмент.
Часть 2. Европейская школа
Настоящие спортивные управленцы появились лишь в конце XIX века, когда мир охватило массовое увлечение спортом и спортивными состязаниями. Уже тогда в околоспортивных кругах выделились спортивные администраторы (или агенты) и, собственно, менеджеры. Администраторы избавляли титулованных спортсменов (прежде всего боксеров или силачей) от общения с бюрократическими структурами всевозможных ассоциаций и союзов. Менеджеры же, выделившись из среды администраторов, постепенно приобретали над спортсменами власть – именно они решали, где спортсмену выступать, с каким противником соревноваться, какой газете давать или не давать интервью, инвентарем какой фирмы-производителя пользоваться. Более того, доходы менеджеров постепенно превысили гонорары спортсменов.
На сегодняшний день спортивный менеджмент имеет еще больше направлений: «администрирование в области спорта», «спортивный туризм», «индустрия спортивных товаров», «менеджер легкоатлетического спорта», «спортивная экономика» и др. Более того, у одного спортсмена могут быть сразу несколько менеджеров, каждый из которых будет «прикрывать» свое направление – один занимается питанием спортсмена, второй – его обмундированием, третий берет на себя всю бухгалтерию и экономику, четвертый решает вопросы по юридической части.
Спортивный менеджмент.
Европейская школа
Часть 2.
Спортивными менеджерами становятся по разному. Классический для Запада семидесятых – восьмидесятых годов вариант: бывший тренер или спортсмен заканчивает экономический факультет и бросается в гущу спортивного бизнеса. Кстати, еще лет тридцать назад менеджер любой западной команды или спортсмена немногим отличался по внешнему виду от тренера – те же трико и спортивная шапочка.
В Советском Союзе спортивными менеджерами становились в основном военные – силовые ведомства создали такие «всеспортивные» клубы, как ЦСКА, «Динамо» и «Спартак». И именно офицеры МВД, КГБ и Министерства Обороны занимались «хозяйственным обеспечением спортивной деятельности».
В восьмидесятых годах в Европе стали появляться учебные заведения, готовящие спортивных менеджеров по программам MBA или по национальным образовательным стандартам. Их важное отличие от аналогичных учебных заведений, скажем, в США и Канаде, специализированных прежде всего на менеджменте в бейсболе, боксе и гольфе – универсальность: отучившись в Швейцарии или в Великобритании, вы с успехом сможете взять на себя «хозчасть» отечественной футбольной команды. И самое главное, эти учебные заведения готовят именно менеджеров, а не тренеров или диетологов.
Учебные заведения, готовящие спортивных менеджеров, существуют во всех странах Европы. Однако наиболее продвинутыми в этой области считаются Великобритания, Франция, Швейцария и Германия.
Лидером в области образования по спортивному менеджменту в Европе традиционно считается Великобритания. Здесь стать Master of Business Administration in Sport Management можно в бизнес-школах или на соответствующих факультетах 11 университетов и одном институте. Так, в университете Ковентри на годовой мастерской программе (два семестра, последний посвящен написанию диссертации) осваивают как общие дисциплины (основы маркетинга, руководства персоналом, финансового менеджмента), так и узко специализированные – спортивную журналистику, спортивную экономику, работу со спонсорскими организациями, управление спортивными зданиями и даже спортивный кастинг. Стоимость такой подготовки – от 8500 фунтов стерлингов. Однако если вы спортсмен и достигли в своей карьере значительных успехов, то можете рассчитывать на стипендию. В некоторые годы она достигала 4 тыс. фунтов стерлингов. Однако решение о предоставления стипендии рассматривается в индивидуальном порядке, то есть получить ее бывает не просто.
Не отстает от английского и французское образование в области спортивного менеджмента.
Спортивный менеджмент в Швейцарии выделился из менеджмента гостиничного, прославившего эту страну на весь мир. Соответственно и готовят по этой специальности учебные заведения, основное направление деятельности которых – подготовка кадров для гостиниц и отелей. Несмотря на то, что опыта подготовки спортивных менеджеров у швейцарских MBA-тренеров значительно меньше, чем у их английских и французских коллег, именно они развивают наиболее перспективные направления обучения спортивных управленцев – упор с самого начала делается на специализации (теннис, футбол и т. д.).
Несмотря на то, что о немецком спортивном образовании слышно не так часто, именно здесь расположен крупнейший в Европе центр подготовки спортивных менеджеров.