3.05.2020

Почему стоимость зарубежного онлайн-образования не намного дешевле традиционного оффлайн?

Многие университеты мира начали процесс переноса накопленных знаний в online-формы. Они поощряют «донорство» от выпускников и профессоров. Новые технологии демократизируют знания, предлагая всем воспользоваться ими. Смысл онлайн-образования – это расширение доступа, охвата аудитории и, как следствие, - сделать его приоритетнее классического оффлайн-образования для потребителя, в итоге увеличив на него спрос. 

MIT OpenCourseWare делает материалы для учебных курсов, которые используются в преподавании практически всех программ лучшего американского технологического университета MIT на уровне бакалавриата и магистратуры. Курсы размещены в интернете бесплатно, доступны любому пользователю в любой точке мира. 

Wikiversity - многомерная социальная организация, занимающаяся обучением, преподаванием, научными исследованиями и услугами. Ее основными задачами являются создание и прием бесплатных материалов, мультимедийных учебных материалов, ресурсов и учебных программ для всех возрастных групп на всех языках. 

Moodle - это система с открытым доступом для педагогов с целью создания эффективных сетей учебных сообществ. 

То есть в сети – миллионы бесплатных курсов, если говорить о самообразовании, но если цель - престижный диплом, открывающий путь к успешной карьере, то все несколько сложнее.

Да, сейчас цены на онлайн-обучение в вузах не сильно отличаются по стоимости очного обучения. 

Полноценное дистанционное образование в зарубежных вузах с получением степени бакалавра или магистра по стоимости - примерно такое же, и поступать на него нужно, также собирая и подавая полный пакет документов. Реальная экономия происходит на стоимости визы, билета на самолет, проживании в другой стране. 

В 2020 университеты как никогда готовы предоставлять стипендии, благодаря которым получится платить за учебу намного меньше. Есть и такие, которые покрывают от 50 до 100% стоимости обучения.

Почему же цена обучения не ниже? Вопрос себестоимости - не только в том, чтобы условно «загрузить в интернет» лекции и не просто «залить» на платформу методические материалы. Образование не должно становиться менее качественным. Наоборот, цель - вывод образования на более качественный уровень развития. Да, присутствует элемент того, что какие-то материалы и видео загружены на платформу заранее, но большую часть такой программы составляет обучение в реальном времени, но дистанционно. Дистанционный студент имеет возможность принимать такое же активное участие в процессе, как и студент-очник. То есть персонал вуза работает со студентами нисколько не меньше, чем обычно, поэтому для вуза расходы те же, что при обучении на кампусе. Это – или полноценный аналог очной образовательной программы, которая проходит на кампусе университета, или даже улучшенный ее вариант. У нас такие технологии тоже в скором времени появятся, но пока это - отдельные курсы, но не полноценное дистанционное образование. Из-за сложившегося стереотипа, что дистанционно – это что-то там посмотрел и послушал в удобное для себя время. Это в некоторой степени дискредитирует полноценное дистанционное образование. 

Если же запись лекций и происходит в части занятий, высвободившиеся от неоплаты «очной» работы дорогих профессоров средства хороший вуз тратит на найм более качественных, рейтинговых, и, соответственно, более дорогих в покупке лекторов и преподавателей. Присутствие такого уровня профессоров повышает ценность программы и ее рейтинг на образовательном рынке. 

Современный мир не позволяет читать предмет так же, как Вы его читали в прошлом году. Курс как бы пишется, публикуется и одновременно переписывается учетом того, что произошло сегодня, и завтра опять корректируется, публикуется в обновленном виде. Кроме того, возрастают расходы на техническое обеспечение, дополнительное сопровождение процесса компьютерными специалистами самых разных мастей, кураторами и множеством других вспомогательных специалистов и инструментов в процессе обучения. Хорошие онлайн-курсы – это не просто видео в сети. Студент не просто имеет доступ к материалам в любой момент. Сейчас онлайн-обучение – сложнейшие интеллектуальные системы с автоматическими многоуровневыми алгоритмами «ведения» студента, его группы, всего потока, его учителей. Это – фактически «образовательные соцсети». Если с таким термином подойти к ним, то понятны становятся и сложность структуры таких программ, и их мобильность и гибкость в изменении и подстраивании под требования сегодняшнего дня. Все это требует больших трудовых и временных инвестиций, что дорого.